Сварка в судостроении
Особенностью технологии дуговой сварки в судостроении является относительно небольшой диапазон толщин свариваемого металла (6-16 мм), большое разнообразие типов сварных швов (стыковые, угловые, тавровые, нахлесточные и пр.) и основных материалов - стали (от стандартных низколегированных сталей типа АК с прочностью до 550 МПа и до новых азотсодержащих сталей аустенитного класса типа 04Х20Н6Г11М2АФБ с прочностью до 1000 МПа), а также значительное количество алюминиевых сплавов типа АМГ и титана.

К сварным соединениям в судостроительной отрасли предъявляются высокие требования по содержанию диффузионно-подвижного водорода в металле шва. Аттестация сварочных технологий и сварочных материалов, применяемых в судостроении, проводится в соответствии с требованиями Морского и Речного Регистров судоходства. Для сварочных материалов также необходимо одобрение «ЦНИИ КМ «Прометей».

            

От 60 до 80 % всех сварочных работ выполняется механизированными (в защитных газах) и автоматическими (под слоем флюса) методами сварки с широким использованием порошковых проволок. Процесс сварки корневого слоя шва со свободным формированием имеет ограниченное применение, в связи с возможностью кантовки изделий и широкого использования различных подкладок. Ограниченное применение имеют процессы электрогазовой сварки и аргонодуговой сварки на постоянном и переменном токе.

Особенностью сварочных технологий в судостроении также является контроль погонной энергии при сварке, что чрезвычайно актуально при сварке сталей аустенитного класса. Таким образом, в судостроении преобладает использование следующих сварочных технологий:
- ручная дуговая сварка аустенитных и феррито-перлитных сталей,
- механизированная сварка в защитных газах феррито-перлитных и аустенитных сталей проволоками сплошного сечения и порошковыми,
- аргонодуговая сварка неплавящимся электродом алюминиевых сплавов (на переменном токе) и титана (на постоянном токе),
- электрогазовая сварка плавящимся электродом в защитных газах вертикальных сварных соединений на сталях аустенитного класса,
- автоматическая сварка под слоем флюса, причем используется как сварка на жесткой внешней вольт-амперной характеристике, так и сварка на падающей (штыковой) вольт-амперной характеристике источника питания при использовании специальных стабилизирующих устройств.

Ниже представлена номенклатура оборудования и материалов производства НПФ «ИТС», активно применяемая и хорошо зарекомендовавшая себя в судостроении:
- Выпрямители для дуговой сварки: ВД-506ДК, Пионер-5000, ВДУ-1000, ВДУ-1250, Пионер-А 1000, Пионер-А 1200, Пионер-А 1200 56В, ВДМ-1601
- Подающие механизмы для дуговой сварки ПДГ-322М с БУСП-06, ПДГ-322М «Вездеход», ПДГ-421, ПДГ-421 «Вездеход», ПДГ-416;
- Сварочные конверторы КСУ-320, КСС-500 с БУ-ТИГ для сварки титана;
- Сварочные автоматы и тракторы АДФ-1000, АДФГ-630, АДФГ-300, АСУ-21, А-1698С;
- Комплекс для автоматической сварки «Восход»;
- Порошковые проволоки ППШ-71, ПП-82, ПП-91Р, ПП-309L, ПП-316L, проволока сплошного сечения ПСГ-0302.

К разработкам последних лет относятся также универсальный сварочный комплекс Строитель МИГ и универсальный источник для аргонодуговой сварки УДГУ-358, которые на данный момент проходят промышленных испытания на предприятиях отрасли.

Применяемое оборудование: